Каталог
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
08.08.2014

Я узнал немного нового о гудках на полпути между Дувром и Кале. На узкой дороге в техническом туннеле, а это много метров ниже пролива Ла-Манш, я медленно начинаю бояться. "Ле клаксон" – кричит мой штурман, попутно в воздухе изображая баранку. Я жму кнопку, и раздается тихий сигнал Амперы, предупреждающий забывшихся пешеходов. "Нон. Ле гранд клаксон!" – вновь раздался возглас, правда на этот раз руками он махал гораздо сильнее. Устроим шумовой залп, который будет слышен в самой Франции. Встречные машины сворачивают чуть ли не на изогнутые стены, словно Mini из "Ограбления по-итальянски". Я следую их примеру, и мы разъезжаемся, отделавшись только небольшими сколами краски.

Обычно использование транспорта шире полутора метров здесь запрещено, но после долгих дипломатических переговоров мы оказываемся в узких переулках служебной дороги, ведущей к двум железнодорожным путям Евротоннеля. Бригады службы безопасности всегда находятся здесь, но редко проезжают по всей его длине. Так что вместе с редактором, жаждущим, раз уж подвернулась такая возможность, вкусить французского пивка, я отправился путешествовать в стиле Top Gear. Персонал установил для нас одно правило: пока двигаешься под землей, машина должна работать только от аккумуляторов. В нашем гараже есть только один подходящий кандидат – Opel Ampera. Используя энергию бензина спустимся вниз, далее переключимся на электричество. Ведя аккуратно, мы должны проделать весь путь до Кале и обратно в лондонский офис без единой дозаправки или подзарядки.

После пробок следуем по автостраде к Фолкстоуну, ждем разрешения, и, наконец, сворачиваем на второстепенную дорогу, которая ведет нас прямо к... прямоугольному проему в бетонной стене, закрытым, правда, желтыми стальными дверьми. Через пару мгновений они распахнулись с эпичным шипением, приглашая нас в шлюзовую камеру. Все эти трубы, вентили, арматура и шевроны на стенах создают атмосферу очередного эпизода "бондианы" – будто попал в бункер злодея.

Строительство туннеля началось в 1988 году, а сервисный маршрут стал первой дорогой, проложенной для исследований и она была на милю впереди двух основных путей. Однако, это не первый раз, когда кто-то пытался проделать путь на континент. Предприимчивые Викторианцы воображали как пони будут тянуть повозки в шахте, выходя на поверхность где-то в середине Ла-Манша, но сдались, добравшись лишь до пирса возле Дувра. Идея не давала покоя обоим правительствам более ста лет. Были произведены расчеты, согласно которым при существовании тоннеля через него можно было бы переправлять войска и снаряжение, а это бы сократило длительность Второй Мировой на целых два года. Наконец, 6 мая 1994 года Евротуннель длиной 50,5 км, из которых 37,8 км проходят под проливом, был торжественно открыт, став самым протяженным подводным сооружением в мире.

Вынутой англичанами породы хватило, чтобы площадь островов стала больше на 36 га. Оставляя пустоту позади, вновь встречаем ее тянущуюся впереди за каждым поворотом. Бесшумно крадемся на юг, а фонари рисуют на крыше Амперы белые полосы. Нежно обращаюсь с газом, постепенно достигая ограничения в 50 км/ч. Здесь, внизу, есть своя дорожная разметка, но диаметр тоннеля в 4,9 метра делает его необычайно узким. Толстые провода наверху передают 50 000 вольт электричества из Франции в Британию, в то время как гигантские серебристые трубы обеспечивают водой расположенные каждые несколько сот метров пожарные гидранты. Ощущаешь себя сжатым и движущимся в оптоволоконной сети словно молния. Края размыты, белые линии превращаются в пятна. Я напеваю. Это была крыса? Чем они здесь питаются? Как много кораблей проходят надо мной? Сколько на самом деле весит Евротоннель? Это что – трещина?

В самой глубокой точке мы находимся на 250 метров ниже уровня моря и в 75 метрах под морским дном. Все глубже спускаясь в геологический покров, ощущаешь, что становится душно. Тем не менее, пришлось выключить кондиционер, чтобы сэкономить как можно больше заряда в батареях. Осторожничая, я легонько прикасаюсь к педали тормоза на спусках, собирая драгоценную энергию от системы рекуперативного торможения, и нежно, на сколько можно себе представить, нажимаю газ перед подъемом. Шины Амперы на такой жаре способны работать при давлении 2,6 атм., а это нам на руку, ведь потери на трение минимальны. И так, за несколько первых миль я по-настоящему добился увеличения запаса хода. В Штатах знаменитый Джей Лено утверждает, что проехал 17 700 км без дозаправки на Chevrolet Volt, являющимся американским братом Амперы с другим шильдиком. Учитывая сложившиеся обстоятельства, хочется ему верить. В Opel утверждают, что машина способна пройти только на одних аккумуляторах 80 км без помощи ДВС. Я думаю, сегодня она сможет больше. Ей придется.

Сквозь толщу стен слышен гул. По обе стороны мимо нас проносятся поезда на 160 км/ч, толкая перед собой стену из воздуха. Если бы в крыше не предусмотрели каналы отвода воздуха, то по мере движения через туннель ударная волна могла обрести такую силу, чтобы разбить кучу стекол на выходе. С другой стороны, позади состава образуется засасывающая зона – подобие вакуума. Открой мы смежную дверь в неподходящий момент, и нас бы тут же выбросило на рельсы. К счастью, все двери запечатаны. В случае чрезвычайной ситуации спасатели прибудут с обоих концов дороги на специальных машинах, двигаясь со скоростью 80 км/ч. На них даже есть автопилот, помогающий при встречном разъезде не терять скорости. Прибыв на место аварии, они могут под землей, невзирая на густой дым, эвакуировать 900 человек за три минуты.

Вперед в темноту. Погасшие лампы оставляют нас наедине с изгоняющим тени светом фар. Потребовалось 11 проходческих щитов, чтобы прорыть туннель сквозь породу, а последний был свален в сторону с дороги во избежание столкновения таким же движущимся навстречу. Он по-прежнему погребен на полпути в том самом месте, где мы остановились отдохнуть. Фонари вспыхивают вновь. В плотном воздухе при оранжевых сумерках видна дымка бетонной пыли. Стена покрыта множеством автографов: "Дики Докинз – легенда здравого ума!" – гласит одна фраза. "Голуби на кабельном лотке?" – задается вопросом некий джентльмен.

Вскоре перед нами возникло препятствие, однако успешное применение гудка расчистило путь до границы. Спустя всего час или два мои зрачки по размерам были чуть больше пикселя, а двуязычный диалог постепенно угас. "Становится скучно", – говорю Реми, моему французскому гиду и опытнейшему водителю в Евротуннеле. В ответ слышу лишь: "Хмм". Спрашиваю его, засыпал ли кто-нибудь здесь. Легко представить задремавших водителей, наезжающих на стены, однако он не подтвердил мои догадки. Там еще один автомобиль? Или следующая секция с лампами? Я бы поставил музыку, но стараюсь беречь драгоценный заряд. Показания свидетельствуют о израсходованных 5,2 кВт из потенциально возможных 12,6, так что еще есть несколько километров, чтобы повернуть назад. Но деликатное обращение с педалью газа принесет свои плоды. Мы сумели сделать это.

Следующий плавный подъем ведет нас все ближе к Франции. Вперед. Из темноты предстают знакомые желтые исполинские двери и блок светофоров. Ожидаем разрешения, забираемся в очередную камеру и последняя пара дверей распахивается, давая яркому солнцу обжигать наши лица. Свет проникает сквозь веки. Так что с бодрым настроем, используя бензин в качестве энергии, устремляемся на проселочные дороги. Небольшая таможенная проверка не сильно задержала наш дуэт на пути в магазин за большим ящиком пива. Быстро загрузившись, разворачиваемся – предстоит повторить все сначала. 50,5 км, проделанные под землей, сюда и еще 50,5 км – обратно. Осталось ровно половина заряда. Я даю слово, что не выдумываю.

На обратном пути мы не будем останавливаться, чтобы сделать фото. Много торможений и ускорений не добавят запаса хода. Ampera, вновь бесшумно движимая электромотором, спускается под землю: он постоянно вращает колеса, а бензиновый агрегат выступает в роли генератора. Аккуратно с газом. Держу педаль в середине, набираю скорость и отпускаю ее почти до конца, экономя еще больше энергии. Я словно под гипнозом. Наконец, когда заряда осталось всего на милю, показались шлюзы. Еще больше ослепительного света. И мы вернулись на общественные дороги, запустив питающий электромотор ДВС – скоро мы дохали до офиса в Лондоне. Алкоголь доставлен и распит. Мы стали первыми людьми, которые проехали до Франции и обратно на серийной машине. Время? Стремительные 1 час и 15 минут на обратный путь.

Итак, это новый рекорд Top Gear! Звучат клаксоны!

topgearrussia.ru

 

Обсудить на форуме www.Opel-Club.ru