Автомобили класса минивэн, пожалуй, самый большой компромисс во всей автоиндустрии мира. Но в Opel сделали все, чтобы их новая Zafira Tourer угодила максимально широкому кругу покупателей. В этом убедился корреспондент «Газеты.Ru» во время тест-драйва немецкого «семейника».
Не секрет, что теперь уже предыдущее поколение однообъемника Opel Zafira было лидером класса. Даже если взять далеко не самый результативный 2011-й год, то немцы умудрились продать 4427 автомобилей, что в разы больше, чем у одноклассников. Номинальный конкурент Peugeot 3008 разошелся почти вдвое меньшим тиражом, а иные и вовсе едва перевалили за четырехзначный результат.
Но законы маркетинга никто не отменял. Рестайлинг минивэну полагался как минимум за выслугу лет, ведь с момента запуска в 2005 году Zafira сохранилась практически в неизменном виде.
Однако обновлению, как правило, сопутствует удорожание, а в случае с Zafira это будет совсем некстати и немедленно отразится на покупательской лояльности. В общем, замкнутый круг.
Немцы из сложившейся ситуации выкрутились довольно оригинальным способом. К чему отправлять на скотобойню призовую лошадку? Она хоть и в возрасте, но имеет стабильный спрос. Так что с легкой руки маркетологов старое поколение Zafira пополнило бюджетную линейку Family, а новая версия минивэна, дабы не разжигать «внутрисемейную» конкуренцию, теперь «играет» в другой лиге.
«Это семейный бизнес-класс!» – без ложной скромности заявляют немцы. И не лукавят. Может быть внешне это не особенно бросается в глаза, но автомобиль стал как минимум больше, причем практически по всем направлениям. А в длину новоиспеченная Zafira Tourer и вовсе прибавила 19 сантиметров. Кстати, надо отдать должное дизайнерам – несмотря на увеличение габаритов, однообъемник не стал похож на отъевшегося тюленя. Экстерьер минивэна свеж, подтянут, а кое-где проглядываются спортивные нотки. Но без фанатизма. «Опелевцы» прекрасно понимают, что Zafira к спорту имеет такое же отношение, как и шахматы. И единственное, что вызывает огромное количество споров – передняя часть с декоративными бумерангами.
Что касается ездовых способностей автомобиля, то тут без откровений. Подвеска – среднее арифметическое из всех возможных вариантов настроек шасси. Это не значит, что Zafira Tourer слишком жесткая или наоборот. Просто находясь в автомобиле вы ни разу не подумаете о том железе, что отделяет колеса от кузова. А выйдя из автомобиля вам будет сложно вспомнить характер подвески, ее поведение в поворотах и на выбоинах.
Но, опять же, это недостаток, скажем, для хетчбека гольф-класса, но в формате большого минивэна он превращается в достоинство – у Opel Zafira Tourer лучшие в классе настройки шасси.
С моторами еще проще. Да, базовый бензиновый 1,8-литровый агрегат в 115 л.с. не подарок, и большинству водителей он противопоказан из-за своей малой мощности. Но никто не удивится тому, что «семейник» будет плестись в правом ряду, для минивэна это нормально. Но если у вас как у водителя амбиций через край, то даже более мощный 140-сильный бензиновый агрегат вам не подойдет. Он не плох для городской толчеи, на трассе не пасует, но для реального драйва все равно слабоват. Единственная ваша альтернатива – один из двух дизелей. Не подумайте, что с ними Zafira Tourer превращается в спорт-кар, просто у них более менее приличный момент и неплохие характеристики. Причем, выбирать из двух моторов желательно топовый, развивающий 165 л.с. У него достаточный запас по тяге (340 Нм), которая доступна уже с 1750 об/мин и приемлемый заявленный расход в смешанном цикле (6 литров на 100 км).
Вообще, для немцев из GM этот автомобиль не совсем простой. Как минимум, это попытка застолбить новый для них сегмент семейных автомобилей для продвинутых, а значит и более требовательных покупателей. Да, это все тот же банальный мнинвэн. Да, у него по-прежнему в активе семиместный салон и большой багажник. Но этого недостаточно, чтобы оправдать подросшую цену. Конечно, дилер Opel будет вам с пеной у рта доказывать, что прайс-лист начинается с отметки в 799 000 рублей. Дороже прежнего поколения, но не значительно. Однако за эти деньги вы получите большую груду металла на четырех колесах, с дохлым по меркам полуторатонного автомобиля 1,8-литровым 115-сильным двигателем, механической КПП и «барабанным» оснащением. Версия с другим более-менее «едущим» бензиновым мотором того же объема, но выдающим уже 140 л.с. стоит на 100 000 рублей дороже, а версия с АКПП обойдется минимум в 957 000 рублей. Самый доступный дизельный 2-литровый 130-сильный движок стоит уже 977 000 рублей, а лучший по всем параметрам турбодизельный агрегат мощностью 165 л.с. дилеры продают только в топовой комплектации за 1 135 500 рублей.
Но покупатель Zafira нового поколения отличается от того, кто засматривается на ее предшественницу. По заверениям немцев, цена для него не так важна, как оснащение. И именно списком оборудования, как дополнительного, так и штатного, в Opel попытались развести по разным полюсам одноименные автомобили.
Для Zafira Tourer предлагается огромное количество занятных «примочек», ранее не доступных ни одному представителю марки.
Начиная от инновационной системы Lounge Seating, превращающей второй ряд в два отдельных кресла с «самолетными» подлокотниками, заканчивая продвинутой видеокамерой Opel Eye. Последняя чего только не умеет! И с дальнего на ближний сама переключает, и за разметкой со знаками следит, и дистанцию до впередиидущего автомобиля контролирует. Вдобавок, работающий вместе с ней активный круиз-контроль при возникновении опасной ситуации замедлит ход автомобиля. Правда, эффективно оттормаживаться система не обучена.
Далее по списку: контроль мертвых зон, камера заднего вида, ассистент парковки, активный биксенон, навигация и многое другое. Главное, что бы семейный бюджет при выборе опций не треснул по швам, потому как все вышеперечисленное легко приблизит окончательный ценник к полуторамилионной отметке.
Словом, поставленную задачу немцы выполнили. Во-первых, ценовая вилка, агрегатная линейка и список допоборудования шире некуда. Во-вторых, автомобиль получился современным, инновационным и, как говорят сами немцы, вполне соответствует определению «семейный бизнес-класс». Без лукавства маркетологов, конечно, не обошлось, но это можно списать на специфику современного рынка автомобилей. В-третьих, теперь у них целых три однообъемника – Meriva, Zafira Family и, собственно, Zafira Tourer. Как говорится, на любой вкус, цвет и кошелек. Так что конкурентам остается только завидовать – «опелевский» объем продаж и раньше был недосягаем, а теперь и вовсе может перерасти в монополию.