Каталог
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
17.07.2013

Современный автомобиль оснащается огромным комплексом электронных систем призванных помочь водителю в сложных ситуациях и минимизировать их последствия. Как правило, все эти системы скрываются за многобуквенными аббревиатурами. Давайте попробуем с Вами разобраться, что же означают эти буквы и на что стоит обратить при выборе нового автомобиля.

Сегодня мы начнем с системы, которая является, пожалуй, основным помощником водителя и существует уже много лет. Речь пойдет о ABS (Antilock Braking System) – системе предотвращающей блокировку колес во время экстренного торможения. С недавнего времени все автомобили компании Opel оснащаются этой системой даже в базовых комплектациях.

Впервые о необходимости подобной системы задумались еще в 20х годах прошлого века. Правда тогда она предназначалась не для автомобилей, а для установки на самолетах. Но в те времена еще не существовало технологий, которые бы позволили внедрить надежную и недорогую конструкцию в автомобилестроении. Ситуация изменилась в 70-х годах, с появлением микроэлектроники. В 1971 году, компания General Motors представила первые прототипы будущей системы предотвращающей блокировку колес. К сожалению, она не оправдала надежд разработчиков и ее наличие оказалось даже более опасным, чем отсутствие. А первой, по-настоящему работающей системой, стала совместная разработка компаний Daimler-Benz и Bosch. По сути, основные принципы, примененные тогда, действуют и в основе нынешних систем.

Система ABS состоит из нескольких основных компонентов - гидронасоса, поддерживающего давление в тормозной магистрали, датчиков скорости, которые устанавливаются на ступицах колёс автомобиля и блока клапанов. Сигнал с датчиков передается в электронный блок управления ABS, который обрабатывая сигналы, управляет работой блока клапанов установленных в основной магистрали тормозной системы. По сигналу блока управления, клапана открываются, тем самым ослабляя хватку тормозов. Треск который слышан при срабатывании ABS, обусловлен именно работой клапанов системы ABS.

Но давайте вернемся к тому, зачем вообще нужна антиблокировочная система. Вопреки расхожему мнению о том, что основная задача АБС сократить остановочный путь автомобиля, основной функцией как самой системы АБС, так и ее дополнительных подсистем, о которых мы расскажем ниже, является сохранение управляемости автомобиля в режимах экстренного торможения. Заблокированные колеса имеют меньшие силы сцепления с дорогой, что и приводит к тому, что автомобиль начинает скользить, не позволяя им управлять.

Опытные водители знают, что на автомобилях, не оснащенных системами АБС, для корректировки направления движения в случае блокировки колес надо ненадолго отпустить тормоз. Максимальная эффективность торможения на сухом асфальте при этом, достигается в условиях, когда колесо заблокировано примерно 20% от общего времени торможения. Именно по такому принципу работают системы ABS – система поддерживает колесо разблокированным, позволяя ему блокироваться лишь на очень короткий промежуток времени (до 20 раз в секунду). Это позволяет не только сохранить автомобиль полностью под контролем водителя, ни и приблизить эффективность торможения к максимально возможным показателям.

Изначально, системы ABS работали со всеми колесами сразу, то есть в случае блокировки одного, система вступала в действие. Это приводило к тому, что автомобиль уводило в сторону, а эффективность торможения была низкой. Затем производители оснастили оба передних колеса датчиками и система стала управлять колесами попарно. Но и такая схема имела ряд недостатков, хотя безусловно, была намного совершеннее предшественницы. Впоследствии, каждое из колес получило по датчику и получило независимый клапан управления. Такая схема позволила сохранить управляемость автомобиля и обеспечить максимальные тормозные характеристики даже при условии, что под колесами покрытия с разными сцепными свойствами.

Кроме того, системы ABS стали обрастать дополнительными функциями и свойствами. Одной из таких подсистем стала EBD (Electronic Brakeforce Distribution) – система распределения тормозных усилий. Инженерами было замечено, что при торможении основная масса нагрузки ложится на передние колёса, в то время как силы, действующие на задние, ослабевают. Это может привести к тому, что задние колёса могут заблокироваться. Эта проблема решается двумя способами: автоматической регулировкой силы давления колодок на диски и уменьшением размеров тормозных дисков задних колёс. Так же данная система применяется при торможении на повороте, когда автомобиль «уходит» на боковые колёса. Это более сложный случай, который нельзя решить уменьшением размеров тормозных дисков, поэтому здесь необходима регуляция давления колодок на диски для каждого из колес.

Подсистема BAS (Brake Assist System) – тормозной "ассистент", включался по команде датчика, зарегистрировавшего чересчур быстрое перемещение педали тормоза, свидетельствующее о начале экстренного торможения, и обеспечивает создание в тормозах максимально возможного давления жидкости.

Еще одна подсистема DDS (Deflation Detection System – система обнаружения спущенного колеса), ни как не связана с использованием тормозов, однако в своей работе использует сигналы с датчиков ABS. Основываясь на том, что спущенное колесо имеет меньшую длину окружности, а значит вращается быстрее остальных, инженеры решили использовать датчики ABS для обнаружения спущенного колеса. Данная система устанавливалась в качестве опции на Opel Astra H и Opel Zafira B.

Развитие электронных систем позволило разработчикам использовать ABS как площадку для внедрение более сложных систем безопасности, такими как системы стабилизации ESP (Electronic Stability Programm), системы помощи при движении на спусках HDC (Hill Down Control) и при трогании на подъемах HSA (Hill Start Assist). И даже систему торможения при угрозе столкновения CIB, впервые появившуюся на минивене Opel Zafira Tourer, использующую камеру и радар, которая может осуществлять частичное автоматическое торможение, призванное смягчить потенциальное столкновение и подготовить тормозную систему к более быстрому и эффективному торможению, осуществляемому водителем.

Но стоит напомнить о том, что ABS хоть и является очень быстрой и эффективной системой, имеет и ряд моментов, о которых всегда стоит помнить водителю, особенно начинающему. Неровности на дороге, на которых колесо может отрываться от поверхности, может вызывать ложное или раннее срабатывание ABS. В таких случаях следует отпустить и снова нажать педаль тормоза, что бы снова позволить автомобилю вновь начать правильно тормозить.

Кроме того, при срабатывании системы АБС, значительно увеличивается тормозной путь когда автомобиль идет по дуге. Максимальная эффективность торможения обеспечивается при торможении по прямой. Так же, торможение на песке, гравии и снегу без АБС, может быть более эффективным за счет того, что колеса зарываются при торможении, образуя перед собой зону дополнительного упора. И хоть АБС не имеет кнопки отключения, ее можно дезактивировать, отключив соответствующий предохранитель, в случае острой необходимости.

 

Opel-Club.ru