9 мая 1837 года в семье немецкого фермера Тонгеза родился мальчик - назвали этого мальчика Адам, а фамилия ему досталась от отца - Опель. С раннего детства Адам проявлял свою тягу к всевозможной технике и совершенно не разделял семейных фермерских влечений. Мудрый отец не стал ломать характер парня об колено и отправил его учиться кузнечному делу. Адам нанимался на различные фабрики в качестве рабочего, чтобы узнать как можно больше, а заодно и овладеть как можно большими специальностями. Работая и обучаясь в разных европейских странах, вскоре Адам Опель в совершенстве овладел французским и английским языками. Посещал различные ярмарки и выставки, где внимательно изучал различные новинки и изобретения. В 1861 году, вернувшись домой после Парижской выставки, Адам превратил здание старой конюшни в мастерскую и принялся создавать то, что по его мнению должно было совершить революцию в каждом доме. Через несколько месяцев кропотливой работы, ему удалось воплотить в металле швейную машину собственной конструкции. Еще год спустя, 21 января 1862 года, Адам Опель вместе с младшим братом Георгом, открывает фабрику по производству швейных машин под собственной маркой. Именно эта дата и считается днем рождения марки Opel. Страсть Адама к механике и швейным машинкам, сыграла важную роль и в его личной жизни - однажды, остановившись на ночлег в одном из постоялых дворов, Адам увидел на полке неисправную швейную машину и вызвался ее починить. За его работой следила дочь владельца гостиницы - София. Так, в разговорах о швейных машинах, молодые люди скоротали эту ночь, а спустя некоторое время они поженились. Через некоторое время семья Опель значительно выросла и по дому бегали пятеро сыновей Адама и Софии - Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг. С детства отец прививал им любовь к механике и в последствии все члены семьи были серьёзно вовлечены в семейный бизнес. Шло время, компания Адама Опеля успешно развивалась, предлагая несколько моделей швейных машин. Однако, спрос на них, а равно и прибыли от их продажи, постепенно начали падать. Глава семейства Опель это хорошо понимал и держал руку на пульсе, внимательно следя за новинками, которые, по его мнению, в ближайшем будущем смогут стать невероятно востребованными и принесут прибыль тому, кто освоит их производство. В 1884 году Адам Опель отправился на международную выставку в Париж, где внимательно ознакомился, в том числе, и с конструкцией велосипеда. Идея выпуска собственных велосипедов ему очень понравилась, да и сыновья, которые уже давно и увлечённо крутили педали, уговаривали отца построить им собственную, особенную модель велосипеда. На волне велосипедного бума, компания Опеля выпускает в 1886 году свой первый велосипед, который, назвала не очень мудрено - Opel Velociped. В разработке конструкции приняли непосредственное участие сыновья Адама Опеля. А еще через два года в Рюссельсхайме появилось общество велосипедистов, активными членами которого стали младшие братья Опель. Уже в 1888 году на велосипеде марки Opel, спортсмен Август Лер завоёвывает титул Чемпиона Мира по велоспорту. Братья Опель тоже стараются не отставать в этой безумной велогонке, завоёвывая десятками различные призы и награды во всех уголках Европы. Название новой модели велосипеда Victroia Blitz уже придумали братья Опель. Они же были по своей сути и ее создателями. Модель стала первым велосипедом, на котором стали использоваться пневматические шины Данлопа. А его производство, впервые в Европе, осуществлялось конвейерным методом. К этому времени, фабрика Адама Опеля была крупнейшим в Германии производителем швейных машин и велосипедов, которых производила более 2000 штук в год. 8 сентября 1895 года в возрасте 58 лет, не стало Адама Опеля. Он не дожил 4х лет до выпуска первого автомобиля на фабрике, носившей его имя. После того, как не стало Адама Опеля, руководство фабрики перешло к Софии Опель. Она была очень мудрая женщина, но в принятии решений полагалась на мнение своих сыновей. В 1897 году братьев Опель, как многократных чемпионов всевозможных велогонок, пригласили на Берлинский автомобильный салон. Именно здесь они увидели в автомобилях то будущее, которое, в свое время, их отец разглядел в швейной машине, будучи на аналогичной выставке. По возвращении домой, на семейном совете было принято решение начать двигаться в сторону освоения производства автомобилей, но без ущерба для имеющихся мощностей по производству швейных машин и велосипедов. Новым направлением занялись братья Карл и Вильгельм. Еще на выставке в Берлине, братья обратили свое внимание на автомобиль конструкции Фридриха Леопольда Лутцманна - инженера и поставщика комплектующих для заводов Daimler и Benz. И 21 января 1899 года братья Опель и Лутцманн подписывают соглашение, согласно которому производственное предприятие Лутцманна «Anhaltische Motorwagenfabrik» переходит под контроль Опеля, а сам Лутцманн занимает пост технического директора. Весной того же, 1899 года, из ворот фабрики выезжает первый Opel Lutzmann (если быть точным Моторизированный экипаж Opel системы Лутцманна) - с одноцилиндровым двигателем объемом 1,5 литра, мощностью в 3,5 лошадиные силы, который располагался горизонтально под сиденьем, а его запуск осуществлялся вручную при помощи кривого стартера. С этим двигателем автомобиль мог разгоняться до 20 километров в час, потребляя, правда, при этом, до 10 литров топлива на километр! Справедливости ради, стоит заметить, что конструкция Opel Lutzmann оказалась весьма посредственной, и продажи шли не очень хорошо - в первый год удалось реализовать лишь 11 автомобилей, а в последующий менее 30. Братья высказывали свои претензии и виденья о правильном автомобиле мистеру Лутцманну, но тот наотрез отказывался что-либо менять в конструкции своего самоходного экипажа, считая его безупречным. Тогда братья не стали продлевать с ним контракт и уже в 1900 году имели в кармане договор с другим автопроизводителем. К середине 1920-х годов Opel стал крупнейшим производителем велосипедов в мире. К этому времени в ассортименте продукции появились также мотоциклы.
Первым официальным "Дилером" Opel в России был купец Михаил Капцов. 1929 год становится началом трудных времен для автомобильной промышленности. Миллионы людей теряют работу из-за мирового экономического кризиса. В конце «ревущих двадцатых» мировая экономика рассыпается как карточный домик. Однако Opel быстро реагирует и находит сильного партнера в лице американского гиганта General Motors. Автопроизводителю из Рюссельсхайма удается сохранить место на рынке и в 1935 году превзойти ежегодный результат в 100 000 проданных автомобилей. Среди продукции появляется новый грузовик Blitz, собиравшийся на заводе в Бранденбурге. В это время автопроизводитель из Рюссельсхайма совершает технологический прорыв: Olympia – первый немецкий автомобиль с несущим кузовом, полностью изготовленным из стали. Годом позже закладывается основа 75-летней истории успеха в компакт-классе, которая продолжается по сей день. Начиная с модели Kadett, традиция не прерывается и до наших дней благодаря переносу этих традиций на автомобили семейства Astra. К 1936 году Opel – крупнейший автопроизводитель Европы, ежегодно выпускающий больше 120 000 автомобилей. После того, как было приостановлено производство гражданских автомобилей из-за войны, Opel возобновляет работу во времена восстановления Германии. Немецкое экономическое чудо ассоциируется со многими моделями Opel: Olympia, Olympia Rekord, Rekord P1 и Kapitan; а многие семьи используют в домах холодильники Opel Frigidaire. В 1962 году, когда Opel празднует свой 100-летний юбилей, в Бохуме открывается второй завод, на котором производится модель Kadett. В шестидесятые появляются многочисленные модели, отражающие спортивный и эмоциональный дух Opel, включая легендарные и знаменитые модели Commodore, Manta и GT. Opel завоевывает сильные позиции и в сегменте дорогих автомобилей с престижной линейкой KAD (Kapitan, Admiral, Diplomat), на смену которым впоследствии пришли Senator и Monza. В 1971 году с конвейера сходит десятимиллионный автомобиль Opel. В этом году Георг фон Опель, управляющий директор Opel GT, бьет рекорд скорости для электромобилей, развив ее до 188 км/ч. Это событие показывает, что Opel поднимает вопрос по электромобилям за десятилетия до того, как это сделали другие. Сегодня Opel – лидер данного направления. Модель Ampera (111 кВт/150 л. с.) с увеличенным запасом хода – первый в мире серийный электромобиль с запасом хода, который не ограничивается емкостью аккумуляторной батареи. В 1972 году Opel – самый успешный автопроизводитель Германии. В Рюссельсхайме создается новый модельный ряд, ориентированный на безопасность, высокую топливную экономичность и экологичность. Пятое поколение модели Kadett с передним приводом впервые обладает коэффициентом аэродинамического сопротивления менее 0,39, что делает автомобили этого поколения самыми обтекаемыми автомобилями компакт-класса. Новые рекорды устанавливаются при появлении новых моделей: Omega A (CD 0,28) и Calibra (CD 0,26). В 1980-е годы центральным становится вопрос снижения токсичности отработавших газов. Opel и здесь идет в авангарде и первым предлагает линейку автомобилей, которые оснащены каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. С 1989 года они устанавливаются на все модели Opel. В 1991 году на автомобилях Astra впервые применяется система безопасности Opel. В ее состав входят защита при боковых столкновениях, боковая поддержка сидений и преднатяжители ремней безопасности. Opel снова демонстрирует свою способность задавать тон с новой моделью Frontera. Автомобиль для отдыха становится одним из предшественников класса SUV, а также лидером своего сегмента на рынке. В 1992 году открывается завод в Айзенахе – в то время самый современный завод в мире, который начинает выпуск нескольких моделей: в 1997 году благодаря появлению на рынке модели Corsa, Opel становится первым европейским производителем, предлагающим экономичный автомобиль с трехцилиндровым двигателем. В 1999 году дебютирует Zafira. Opel закладывает основу популярности компактных минивэнов и устанавливает новые стандарты трансформируемости интерьеров семейных автомобилей. В этом же этом году отмечается блистательный юбилей – с конвейера сходит 50-миллионный автомобиль Opel. С запуском в 2008 году модели Insignia Opel переориентирует бренд. Новые флагманские модели являются точкой отсчета для новой философии марки – сочетание художественной выразительности с немецкой точностью. Идея нашла свое воплощение в моделях Zafira Tourer и Astra GTC, производство которых было начато совсем недавно. В наши дни Opel и его дочернее британское подразделение Vauxhall продают автомобили в более чем в 40 странах. На заводах и в инженерных центрах шести европейских стран насчитывается 40 500 сотрудников. Только в 2010 году Opel/Vauxhall продал более 1,1 млн автомобилей и легких грузовиков; доля на европейском рынке составила 6,2%. С запуском нового электромобиля Ampera Opel формирует новый сегмент европейского автомобильного рынка и подтверждает роль лидера в сфере новейших решений в области мобильности. В 2017 году концерн General Motors продает за 2,2 млрд. евро компанию Opel европейскому концерну Grope PSA. До этого, компании вели совместную разработку нескольких моделей кроссоверов. Уже в 2018 году, благодаря оптимизации производства Opel впервые за долгие годы показывает операционную прибыль сначала в квартальных отчетах, а затем и по итогам года. Opel постепенно берет курс на электрофикацию своих моделей, планируя уже через 5 лет предложить любую из своих моделей как в традиционном варианте, так и в вариантах с гибридной силовой установкой или полностью на электортяге.
|