Каталог
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
21.09.2017

Каждого въезжающего по Военно-Грузинской дороге в Грузию, впереди ждут необыкновенной красоты горные пейзажи. И не важно в какое время года Вы едете, горы всегда удивительны, величественны и красивы. Нам довелось ехать летом и все живое вокруг наслаждалось теплым ласковым солнцем. Несмотря на очень приличное качество дорожного покрытия, скорость движения резко упала и виной тому даже не горные серпантины, а умопомрачительные виды, которые просто обязывали остановиться, посмотреть на них и пощелкать затвором фотоаппарата. Вообще, Военно-Грузинская дорога сама по себе отдельная достопримечательность которую стоит посетить.

Всем, кто впервые едет в Грузию стоит быть внимательными, поскольку очень часто на дороге помимо транспортных средств и пешеходов, будут встречаться домашние животные. Коровы вообще считают, что дорога была построена исключительно для их удобства и гуляют по ней как по проспектам. Порой они находят укрытие от солнца под мостами, что может стать для водителя неожиданностью. Вопреки ожиданиям, рогатые могут оказаться на дороге и в темное время суток. Особенно много припозднившихся гуляк в районах Самегрело—Земо-Сванети. Там даже можно повстречать буйволов.

Высокогорный район, через который проходит Военно-Грузинская дорога называется Казбеги и одной из главных его достопримечательностей является величественная гора Казбек, которая возвышается более чем на 5000 метров над уровнем моря. Казбек хорошо видно из Степанцминды – первого более-менее крупного населенного пункта на территории Грузии. Степанцминда является отправной точкой для альпинистов, которые идут покорять вершину Казбека.

Еще одной значительной достопримечательностью Степанцминды является Троицкая церковь в Гергети. Находится она на высоте 2170 метров и от нее открываются просто невероятные виды на Казбек и на лежащий ниже городок Степанцминда. Но добраться до церкви не так просто – дорога туда, мягко говоря, не особенно хорошая даже в сухую погоду, а после дождей и вовсе превращается в месиво. И проезд по ней под силу лишь подготовленным машинам на внедорожной резине и с внушительным запасом расстояния до земли под бампером. Тем не менее, варианты все равно есть. И первый из них – пешком. Тем, кто отважится на этот самый трудный вариант, предстоит пройти примерно 7,5 километров. И это будет не прогулка по ромашковому полю, а достаточно серьезный подъем, поэтому рассчитывайте свои силы. Тем, кто все рассчитал и уже понял, что силы стоит сберечь для других подвигов, есть вариант, сочетающий относительный комфорт и единение с природой – подняться на лошади. Внизу у реки, что протекает через Степанцминду, можно взять в аренду лошадей для подъема. Стоить это будет примерно 2000 рублей (80 лари) с человека, но можно сторговаться и дешевле, так как поток туристов даже в пик сезона, гораздо меньше чем лошадей и желающих заработать. Ну и для тех, что привык ехать с еще большим комфортом, нежели готовы предоставить лошади, местные дельцы готовы предложить доставку к церкви и обратно на внедорожном микроавтобусе типа Mitsubishi Delica. Правда, цена на мой взгляд, немного оторвана от реальности и просить за поездку по 1750 (70 лари) с человека - некоторый перебор, продиктованный исключительно мнением, что в чемоданах туристы везут только пачки денег.

Оставлю тут координаты бесплатной парковки, ближайшей к месту начала подъема:
42.660996, 44.640277

История Кавказа всегда была непростой и в напоминание об этом то слева, то справа на будут встречаться сторожевые башни. Их задача была в том, чтобы вовремя обнаружить врага и предупредить о его приближении. Чуть реже, но с не меньшим постоянством, будут встречаться останки древних крепостей. Некоторые из них сохранились до наших дней, а от некоторых остались лишь едва заметные следы. И ближайшей на маршруте крепостью будет та, что находится в маленькой деревушке Сно, всего в нескольких километрах от основной трассы.

Само село Сно находится вот здесь:
Сно

Помимо крепости и сторожевой башни, этот населенный пункт славится тем, что тут есть очень интересная и крайне живописная Долина Лиц. И пусть вас не обманывает внешний вид, все эти скульптуры достаточно современные и являются детищем одного местного скульптора-каменотеса, который увековечил в камне лица известных и уважаемых Грузин - Важи Пшавели, Ильи Чавчавадзе, Шота Руставели и Александра Казбеги. Каждая голова размером с человеческий рост.

Найти долину Лиц легко, если у вас работает навигатор:
42.609547, 44.628449

Возвращаемся на трассу и продолжаем наш маршрут. Дорога все выше поднимается в гору и вот на экране навигатора уже отметка максимальной высоты в 2380 метров над уровнем моря. 2,0 литровый турбированный мотор тянет отлично и вроде даже не страдает от кислородного голодания. Тяги и момента с лихвой хватает для быстрых обгонов даже на коротких участках с прерывистой разметкой. А вот расход топлива достаточно бодро стартанул в сторону космоса и после 8,1 литра на 100 км пути, которые в среднем выходили на трассе, 11,5 литров на сотню размывали радужные краски топливной экономичности.

Кстати, о навигаторе. По непонятной для меня причине, компания Opel вместе с разработчиком карт для штатной навигации Navteq/HERE Maps не предлагают карт для Грузии, Армении и Азербайджана. Планируя маршруты своих путешествий учитывайте это обстоятельство. Экран навигатора будет показывать Вам достаточно живописный, но однообразный и бесполезный зеленый ковер.

Переезжаем перевал и сразу въезжаем в облако. Удивительное зрелище и ощущение! Я буквально визжал от восторга как маленький ребенок! А открыв окна дал возможность детям руками дотронуться до облаков и даже набрать с собой, тех что попышнее, да покрасивее.

В облаках мы проскакиваем мимо Монумента Дружбы Народов России и Грузии. Позже, мы наверстали это упущение и вернулись сюда. К сожалению, доступ к смотровой площадке был закрыт и нам пришлось любоваться видами с соседнего холма. Сам монумент был построен в 1983 году в честь двухсотлетия с момента подписания Георгиевского трактата о присоединении Грузии к Российской Империи. Он представляет из себя большую смотровую площадку, расположенную на высоте 2384 метра, которая окружена мозаическим панно, отображающем великие события в истории Грузии.

В хорошую погоду здесь летают парапланеристы и даже катают туристов. Могу только представить себе, какие им открываются виды.

42.493728, 44.452667

Думаю, что именно в этом месте рассказа стоит подробнее остановиться на одной из целей путешествия по Грузии для подавляющего большинства туристов. Да, в Грузии безусловно очень и очень красиво, но еще в Грузии невероятно вкусно! И одним из самых главных символов грузинского застолья, являются Хинкали. И нет, я не ошибся, именно с большой буквы, поскольку это блюдо, а не хачапури, будет Вам предложено абсолютно в любом регионе Грузии и в абсолютно любом ресторане, за исключением, пожалуй того, в котором клоун готовит бутерброды и картошку. С хинкали в Грузии связано просто огромное количество разных легенд и сказаний.

Наиболее вероятным местом рождения хинкали является поселок Пасанаури, возле которого сливаются вместе реки Белая и Черная Арагви и через который проходит военно-грузинская дорога. И именно здесь их стоит попробовать впервые, чтобы потом сравнивать с другими. Как позже выяснилось, здесь одно из немногих мест в Грузии, где готовят хинкали из баранины.

Все хинкали делятся на два типа – горные казбегури и городские калахури. Настоящие горные хинкали готовят из рубленного мяса и добавляют туда только лук, чеснок и специи. В городе же готовят хинкали из провернутого мяса с добавлением зелени непосредственно в фарш. Так же в последнее время появились «хинкали» с сыром, творогом, грибами, картофелем и даже раками, но мы их не будем включать в классификацию, так как, по своей сути, хинкали они не являются.

Заказывая хинкали рассчитывайте свои силы. В Грузии принято заказывать хинкали десятками. Нет, конечно официанты примут и меньшее количество к заказу, но это может вызвать плохо скрываемую улыбку. Но лучше вызвать улыбку на лице официанта, чем на лице фармацевта - ведь принесенная порция может удивить, поскольку размер хинкали в некоторых кафе и ресторанах были размером с кулак взрослого мужчины. Именно поэтому хинкали заказываются отдельно от других блюд. К хинкали берут только соленья и зелень. Если хотите попробовать другие грузинские блюда, то лучше это делать отдельно, в другой раз. Цена на хинкали колеблется в районе 15-20 рублей (60-80 тетри) за штуку.

После чрезвычайно сытного и вкусного обеда выдвигаемся дальше. И меньше чем через полчаса пути перед нами открывается вид на горное водохранилище Жинвали. В ясную погоду воды водохранилища имеют красивейший бирюзовый цвет. Водохранилище расположено в чаше достаточно крутых горных склонов, поросших густым лесным массивом, подходящим вплотную к воде.

Само водохранилище было построено относительно недавно, всего лишь в 1985 году. При затоплении на дне осталось несколько деревень и часть старинной крепости. Ее не затопленную часть можно посетить. Тут же есть место, где можно подъехать к воде и искупаться. Вода, несмотря на то, что водохранилище питается их ледяных горных рек, обычно достаточно теплая. Тут же можно взять на прокат катамаран или лодку.

Воды водохранилища Жинвали снабжают питьевой водой Тбилиси, Мцхету и Рустави, а также крутят колеса четырех турбин Жинвальской ГЭС, суммарной мощностью 130 мегаватт, которая снабжает электроэнергией Тбилиси и окрестности.

Рядом с плотиной ГЭС есть маленькая площадка, где можно остановиться и посмотреть на это внушительное творение рук человека.
42.136020, 44.771098

Через несколько десятков километров выезжаем на скоростную автомагистраль и проезжаем мимо древней столицы Грузии - Мцхеты и одного из самых значимых и знаменитых монастырей в Грузии - Джвари. Обе достопримечательности очень интересны и обязательны к посещению, но мы поедем туда в другой раз и об этом чуть позже, а сейчас – габарджоба, Тбилиси!

Продолжение следует....

Большое Грузинское Автомобильное (часть 1)